ШАРДАКОВ Михаил Николаевич (1895 -
1961) - российский психолог, специалист в области педагогической психологии.
Д-р психологических наук, профессор. Работал в ЛГПИ им. Герцена (1927-1942;
1944-1961) , являлся зав. кафедрой психологии (1944-1961). Занимался изучением
психического развития школьников в процессе обучения, психологией мышления. На
основе проведенных в 1946-1960 гг. экспериментальных исследований Ш. дает
всестороннюю характеристику развития мышления учащихся, показывает особенности
динамики осознавания школьниками собственных мыслительных процессов. В
результате исследования процессов анализа, синтеза, сравнения были раскрыты
соотношения этих процессов в развивающемся интеллекте школьника, а также
выделены черты их совершенствования: дифференцировка свойств объектов,
целенаправленность, планомерность. Изучение развития различных видов
умозаключений позволило установить основные ошибки учащихся в индуктивных,
дедуктивных умозаключениях и умозаключениях по аналогии, а также выделить те
дидактические приемы, использование которых позволяет целесообразно развивать
эти виды умозаключений. В работах Ш. рассмотрены особенности развития
понимания, процесса усвоения связей и отношений. Дана характеристика развития
причинного мышления школьников, понимания и усвоения ими функциональной
математической зависимости, пространственных, временных, условных отношений, а
также обратимости и противоречий в связях и отношениях. Цикл работ Ш. посвящен
изучению развития понятий у школьников. Рассмотрены различные пути усвоения
понятий: "от единичного к общему" и "от общего к
единичному"; раскрыты ступени формирования различных видов понятий:
предметных, научных, моральных; показаны дидактические условия, позволяющие
избежать ошибок в формировании понятий и обеспечить их неформальное усвоение.
Исследования развития мышления охватывало учащихся 1-9-х классов. Полученные
данные содержат достаточно полный и обоснованный перечень критериев для оценки
развивающегося в учебной деятельности мышления школьников и отражают особенности
мышления учащихся разного возраста. Ш. Автор монографий: «Обществоведческое
мышление школьника. Экспериментальное исследование», 1931; «Очерки психологии
учения» 1951; «Очерки психологии школьника», 1955; «Мышление школьника», 1963.
Л.А. Регуш